1 декабря в России отпраздновали День хоккея. К числу преданных этой игре людей определенно относится Александр Кузьмин, легендарный наставник тюменского «Рубина», который в свое время сотворил настоящее чудо. В истории клуба четвертое место в Кубке МХЛ (Межнациональная хоккейная лига) – наивысшее достижение. А разгромный полуфинальный матч против московского «Динамо» со счетом 7:1 болельщики красно-черных со стажем до сих пор вспоминают с восхищением.

Александр Константинович охотно делится секретами тренерского мастерства. Но, забегая вперед, скажем, что никакой тайны здесь нет.

– Если хочешь стать тренером, то нужно постоянно учиться, – говорит Кузьмин. – Не стесняться советоваться и всегда стремиться к новым знаниям. Мало хорошо разбираться в хоккее, необходимо развивать качества педагога, психолога, чтобы быть успешным в работе с командой. Мне повезло, что я мог набираться опыта у, без преувеличения, великих мастеров. Когда учился в Высшей школе тренеров в Москве, вместе с Анатолием Тарасовым мы ходили на тренировки к сборным Чехословакии, Швеции перед матчами турнира на призы газеты «Известия». Потом все обсуждали, разбирали. Я научился в столице очень многому, и благодарен всем тем, кто подарил мне хоть крупицу ценных знаний.

До того как встать у руля «Рубина» почти на 20 лет, Александр Константинович был вратарем. Но уже тогда вел конспект тренировок и вовсю интересовался работой наставника. Тем, кто еще только думает связать свою жизнь с этой деятельностью, рекомендуем начать вести свою тетрадь. И первым делом записать туда следующее:

– Успех тренера зависит от нескольких составляющих, – продолжает специалист. – Первое – физическая подготовка. Над ней обязательно нужно работать, чтобы игроки могли выкладываться в каждой встрече. Наставник должен знать, когда и какую нагрузку давать. Если видит, что у хоккеистов появилась усталость, то необходимо переключиться, чтобы одни мышцы отдохнули, другие поработали. Например, вывести команду на улицу поиграть в футбол на снегу. Это вдохнет свежесть в тренировочный процесс. На втором месте – тактика и мастерство спортсменов. Далее – психология. Когда твой хоккеист забивает гол, ты подходишь к нему и на ухо говоришь: «Профессор». Надо уметь мотивировать, психология – дело тонкое. Стоит уделять внимание и дисциплине: как игровой, так и бытовой, то есть за пределами площадки. А еще очень важно создать комфортный микроклимат внутри коллектива. Поэтому быть тренером – это немалая наука.